Классическая постановка левой руки
Упражнение «Липкие пальцы»
В этой статье я хотел бы поделиться очень эффективным упражнением для постановки левой руки, развития её силы, выносливости, координации пальцев и синхронизации с правой рукой (не многовато? (-_-)).
Начну с того, что я не большой сторонник игры упражнений и считаю, что лучше учиться на реальных игровых ситуациях (гаммы, секвенции, изучение фраз, риффов, этюдов и музыкальных произведений), но для повышения качества игры на любом музыкальном инструменте не обойтись без физической работы над исполнительским аппаратом.
Для наглядности, приведу в пример спортсменов (в частности футболистов). Приходя на поле они не играют в футбол с утра до вечера, а выполняют много физических упражнений на развитие силы и выносливости организма, развитие контроля над мячом, в конце тренировки- матч (игра муз. произведения), а участие в турнире — это как концерты у музыкантов, к которым нужно быть морально и физически готовым. Поэтому предлагаю детально разобрать интересное, сложное и эффективное упражнение, которое поможет увеличить контроль над левой рукой.
Для начала возьмём гитару в игровое положение (классическая постановка на левой ноге или эстрадная на правой) и поставим левую руку на гриф в удобную позицию (главное не испытывать дискомфорт и лишнее напряжение, обычно это III-VII лад.), таким образом, чтобы каждый палец стоял на СВОЁМ ладу. И сыграем на 6 струне поочерёдно 4 ноты подряд на соседних ладах. Самые опытные или занудные из вас скажут: «Что за ерунда? Это советует каждый второй прохожий!»). Но обратимся к неофициальному названию упражнения «Липкие пальцы». Если к самому банальному и, на мой субъективный взгляд, бесполезному упражнению добавить одно условие, оно превратится в мощный инструмент тренировки. Условие будет таким: после проигрывания ноты, мы не поднимаем ни один палец, а приклеиваем их к грифу, выстраивая в шеренгу.
После проигрывания 4х нот на 6 струне, мы НЕ ОТПУСКАЯ пальцы с грифа, поднимаем ТОЛЬКО указательный палец и переставляем на 5ю струну на тот же лад и пытаемся добиться её звучания (уверен, далеко не у каждого это выйдет с первого раза).
Далее поднимаем ТОЛЬКО средний палец, так же не отпуская остальные пальцы с грифа.
Проделываем то же с безымянным пальцем (уже веселее? :) Напишите, у кого получилось сразу ;));
И мизинцем.
В итоге все пальцы должны выстроиться на 5 струне так же, как были на 6-ой. Продолжаем аналогично на оставшихся струнах до первой. Игра в обратном порядке будет проще. Удерживая все пальцы на первой струне, начинаем движение на вторую с указательного пальца и далее поочерёдно.
На начальном этапе, при разучивании движений и неторопливом контроле за качеством исполнения, НЕ ТОРОПИТЕСЬ включать в практику метроном. Через несколько дней, когда мышечная память привыкнет к движениям и ошибки будут сведены к минимуму, можете добавить в практику работу над ритмом. Для начала, я бы посоветовал играть в комфортном темпе — одна нота на один клик метронома в размере 4/4.
Весёлой практики, крепких и ловких пальцев! :) И помним, что игра на музыкальном инструменте это не только конечности, но и голова ;)